ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ В этом просветительском центре скучные науки становились занимательными. | Путешествуем по всему миру!

ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ В этом просветительском центре скучные науки становились занимательными.

Считать учила… птица. Сегодня только архивные документы, фотографии, воспоминания и немногочисленные публикации могут поведать, как идеи популяризации знаний, сойдя с книжных страниц, обрели воплощение в уникальном для своего времени просветительском центре. Им стал Дом занимательной науки (сокращенно ДЗН), открытый 15 октября 1935 года. Инициатором его создания стал ученый и писатель Яков Исидорович Перельман – популяризатор физико-математических наук, автор свыше ста научно-занимательных книг, переведенных на 24 языка народов мира. ДЗН разместился на набережной реки Фонтанки, 34, в правом флигеле бывшего дворца графа Шереметева. Здесь удивительные экспонаты, созданные по проектам самого Перельмана и его единомышленников, «заговорили» с посетителями так же увлекательно, как говорят с читателем его книги. «Мы рано перестаем удивляться, рано утрачиваем способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования», – писал Я. И. Перельман в статье «Что такое занимательная наука» летом 1939 года. Экспозиция ДЗН создавалась на строгой научной основе, ведь в составе методического совета были академики геохимик А. Е. Ферсман и генетик Н. И. Вавилов, физики Э. П. Халфин и М. П. Бронштейн, астрономы Г. Г. Ленгауэр и В. И. Прянишников, оптик М. Л. Вейнгеров, художник А. Я. Малков и писатель Л. В. Успенский. В отделах астрономии, физики, математики, географии насчитывалось около 400 крупных экспонатов, не считая карт, диапозитивов, рисунков и приборов. Над залами математики и физики трудился сам научный руководитель Дома занимательной науки Я. И. Перельман. Он же вместе с В. И. Прянишниковым создал отдел астрономии. Авторы не торопились популяризировать последние достижения науки. Прежде всего их целью было показать посетителю на простых примерах, как именно действуют в повседневной жизни основные законы точных наук, и тем самым закрепить их знание, не отступая от школьных программ. Ведь круглое невежество не самое большое зло в сравнении с накоплением поверхностных знаний, причем как у детей, так и у взрослых. Но как сделать науки, скучные для многих, занимательными: не развлекательными, подчеркнем, а вызывающими интерес? В своих книгах Перельман часто пользовался литературным приемом, обозначаемым термином «отстранение». Он состоит в том, чтобы обыденные явления показывать как странные, в давно приглядевшихся вещах открывать новое и неожиданное. Тот же прием действовал и в ДЗН: вещь должна была удивить, зажечь интерес, помочь сосредоточить внимание и расшевелить работу мысли. Вместо просьбы «руками не трогать!» здесь приглашали: трогайте, пожалуйста, вертите в руках, но работайте осмысленно! Посетителя на каждом шагу озадачивали головоломками, будили его воображение, втягивали в игру. Конечно, в таких условиях были неизбежны поломки приборов, побывавших в руках школьников. Однако Перельман не унывал: «Это же очень хорошо, что ломают! Стало быть, интерес к экспонату не угасает». Не случайно в аннотации к архивной фотографии, на которой запечатлен рефрактор (оптический телескоп), отмечено: «рефрактор, заново отреставрированный заводом им. ОГПУ». Этот прибор с часовым механизмом слежения за планетами – дар Дому занимательной науки от Пулковской обсерватории, тем более ценный, что в Ленинграде в то время еще не было планетария. Он был установлен в саду дома вместе с несколькими переносными астрономическими трубами. Здесь можно было наблюдать лунные горы и кратеры, кольца Сатурна, спутники Юпитера и фазы Венеры. А школьников, занимающихся в кружке астрономии, учили не только любоваться на звезды, но и фиксировать результаты своих наблюдений. В зале математики настоящий восторг вызывал «Мудрый филин». В загнутом клюве искусно сделанного чучела птицы с глазами, горящими фосфорическим огнем, висела табличка: «Я умею отгадывать задуманное число!». С нажатием кнопки филин «оживал». Вспыхивало первое световое табло: «Задумайте любое число из трех разных цифр. Запишите его тайком от меня». Следуя командам птицы, посетители совершали арифметические операции, в результате которых всегда получалось… одно и то же число у всех! И только выслушав не одно предположение, экскурсовод объяснял, в чем именно состояла математическая закономерность явления. Никаких вариантов ответов заранее! Находилось место и для юмора. У макетов Земли, передающих представления древних цивилизаций о мире, экскурсовод часто цитировал Л. В. Успенского: Земля стоит на трех слонах. Ужель вам это неизвестно? Ну а слоны? Те – на китах. И ничего, стоят чудесно. Ну а киты? Те – на водах. На буйном окияне-море. А море? Море – на Земле. В зале географии под потолком вращался глобус, а сбоку на него были направлены лучи прожектора – Солнца. Отойдя на некоторое расстояние от глобуса, можно было наблюдать восходы и заходы Солнца в различных частях света. Именно такой мы увидели бы нашу планету из космоса на расстоянии 45 тыс. км. За неполные шесть лет своего существования, прерванного войной, Дом занимательной науки принял около полумиллиона посетителей, которые недаром окрестили его «Домом чудес на Фонтанке». 18 августа 1941 года он был закрыт. Военное лихолетье унесло жизни многих сотрудников, почти вся экспозиция погибла в годы блокады Ленинграда. Но умирает ли опыт, если есть память? В течение последних пяти лет один за другим открылись несколько научно-просветительских центров для детей и взрослых в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани. В каждом с благодарностью назовут своим учителем «Дом чудес». Значит, несмотря на современный бум компьютерных технологий, живой диалог с «овеществленной» наукой для многих остался незаменим – в то время, когда становится так трудно нас чем-либо удивить. ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ 

В этом просветительском центре скучные науки становились занимательными. ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ 

В этом просветительском центре скучные науки становились занимательными. ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ 

В этом просветительском центре скучные науки становились занимательными. ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ 

В этом просветительском центре скучные науки становились занимательными. ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ 

В этом просветительском центре скучные науки становились занимательными. ДОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ 

В этом просветительском центре скучные науки становились занимательными.